Строительные расценки

+

Градостроительные методы и средства защиты от шума.
Вопросы-ответы

1. Что является основным источником шума в населенных пунктах?

 

2. Каковы источники внешнего шума в городах?

 

3. Каковы основные методы по защите от внешних источников шума в городах?

 

4. Каковы основные принципы защиты жилой застройки от шума?

 

5. Каковы средства, с помощью которых реализуют методы шумоглушения?

 

6. Каковы градостроительные методы и средства защиты от шума?

 

7. Существуют ли нормативы по размещению аэродромов относительно населенных пунктов?

 

8. Какие существуют нормативы по расположению транспортных магистралей относительно жилой застройки?

 

9. Каковы принципы функционального зонирования застройки с учетом возможных шумовых нагрузок?

 

10. В каких случаях эффективно применение шумозащитных полос зеленых насаждений?

 

11. Что такое шумозащитные экраны и какова их эффективность?

 

12. Какие типы экранов особенно эффективны при борьбе с транспортными шумами?

 

13. Какие дополнительные требования предъявляют к экранам-стенкам?

 

14. Каким образом может быть повышена акустическая эффективность экранов-стенок?

 

15. Каковы преимущества и недостатки шумозащитных земляных валов?

 

16. В чем преимущества комбинированной шумозащиты: выемка+экран?

 

17. Каким образом достигается шумозащита в специальных зданиях?

Назад к основному рубрикатору: Звукоизоляция. Акустика. Вопросы-ответы

 

 

 

1. Что является основным источником шума в населенных пунктах?

Источником шума в населенных пунктах, оказывающим наибольшее воздействие на жилую застройку, является, в основном транспорт.

Транспортный шум особенно возрос за последние десятилетия. Города, планировка и застройка которых складывалась веками, оказались неприспособленными к движению по улицам большого количества транспортных средств, а жилая застройка оказалась не защищенной от транспортного шума. Формируется транспортный кризис, который особенно обострился в связи с небывалым ростом численности автомобилей.

 

2. Каковы источники внешнего шума в городах?

Города насыщены многочисленными источниками шума, которые могут быть условно разбиты на две большие группы: отдельные источники и комплексные источники, состоящие из ряда отдельных источников.

К отдельным источникам шума относятся единичные транспортные средства, электрические трансформаторы, заборные или вытяжные отверстия систем вентиляции, установки промышленных или энергетических предприятий и др.

К комплексным источникам шума относятся транспортные потоки на улицах или дорогах, потоки поездов на железной дороге, промышленные предприятия с многочисленными источниками шума, спортивные или игровые площадки и др.

Защита от шума может осуществляться как в источнике возникновения шума, так и по пути его распространения. Для успешного принятия тех или иных мер необходимо знать шумовые характеристики источников.

 

3. Каковы основные методы по защите от внешних источников шума в городах?

Решение проблем защиты от шума в городах при наличии автомобильного транспорта требует коренной реконструкции улично-дорожной сети и изменения сложившихся принципов застройки кварталов.

Для защиты от внешних источников шума в городах используют следующие основные методы. В источнике шума - инженерно-технические и организационно-административные. По пути распространения шума в городской среде от источника до защищаемого объекта - градостроительные и строительно-акустические. В объекте шумозащиты - конструктивно-строительные (повышение звукоизолирующих качеств ограждающих конструкций зданий и сооружений) и планировочные.

4. Каковы основные принципы защиты жилой застройки от шума?

Это сложная проблема, которую нужно решать архитектурными средствами путем проведения комплекса градостроительных и строительно-акустических мероприятий. При разработке технико-экономического обоснования, генерального плана города, детальной планировки его районов, а также проектов застройки жилых микрорайонов необходимо в первую очередь предусматривать градостроительные меры снижения шума в застройке. Это позволит в некоторых случаях обойтись без специальных строительно-акустических мероприятий по защите от шума или же снизить затраты на их проведение.

Кнаиболее эффективным строительно-акустическим средствам снижения шума относятся экраны, шумозащитные здания и шумозащитные окна.

 

5. Каковы средства, с помощью которых реализуют методы шумоглушения?

Во-первых, это рациональное решение планировки здания таким образом, чтобы все помещения, связанные с возникновением того или иного шума, были сосредоточены в одном месте и удалены от рабочих и жилых помещений. Так, в жилых и общественных зданиях котельные, машинные отделения лифтов, лифтовые шахты и мусоропроводы, насосные, помещения с вентиляторами, столовые, буфеты и т.д. не должны примыкать к жилым и рабочим помещениям.

Кухни, ванные и санузлы рекомендуется объединять в отдельные блоки, граничащие со стенами лестничных клеток или с такими же блоками соседних квартир.

Жилые комнаты многоэтажных жилых домов, общежитий и гостиниц, рабочие комнаты административных зданий, палаты больниц и санаториев, классы и аудитории учебных заведений должны быть отделены от лестничных клеток вспомогательными помещениями (кухнями, ванными, коридорами и т.п.). Гимнастические залы, мастерские и другие шумные помещения в учебных заведениях не должны располагаться в непосредственной близости от классов, аудиторий и лабораторий.

Основным средством для защиты помещений жилых и общественных зданий от шума является надлежащая звукоизоляция ограждающих конструкций, которая должна обеспечивать соблюдение нормативных требований по звукоизоляции. Во многих помещениях общественных зданий целесообразно устройство звукопоглощающих облицовок, например в протяженных помещениях типа коридоров в школах, больницах, гостиницах, что предотвращает распространение шума вдоль них.

Для снижения шума в машинописных бюро, счетных станциях, вычислительных центрах, административных помещениях, ресторанах, залах ожидания железнодорожных вокзалов и аэровокзалов, магазинах, столовых и т.д. необходимо предусматривать звукопоглощающие покрытия стен и потолков.

В большинстве систем вентиляции общественных зданий необходимо применение глушителей шума. Конструкции глушителей могут иметь различные решения. Наиболее простые из них устроены в виде канала, облицованного внутри звукопоглощающим материалом. Кроме того, применяются пластинчатые, состоящие из ряда параллельных звукопоглощающих пластин, разделенных воздушными промежутками, сотовые, камерные и др.

Вибрации различных машин инженерного и санитарно-технического оборудования, передающиеся конструкциям, на которых оно установлено, или подходящим к нему коммуникациям, являются причиной возникновения структурного шума, распространяющегося по конструкциям здания или даже по грунту на большие расстояния и излучаемого в виде воздушного шума ограждениями в удаленных тихих помещениях.

Значительного ослабления этого шума можно добиться, принимая меры по предотвращению распространения структурного шума путем установки агрегатов на виброзвукоизоляторах, выполняемых, например, из пружинных или резиновых амортизаторов.

Необходимо также принимать меры по исключению жестких контактов виброзвукоизолированного агрегата с внешними коммуникациями. Для этого следует предусматривать резиновые вставки в трубопроводах, подходящих к насосным установкам, брезентовые или резиновые вставки в местах присоединения воздуховодов к вентилятору, компенсационные петли на проводах питания электродвигателей и др.

 
6. Каковы градостроительные методы и средства защиты от шума?

Значительное снижение шума в жилой застройке может быть обеспечено строгим соблюдением требований строительных норм и правил по планировке и застройке городов и других населенных пунктов. Прежде всего, необходимо предусматривать четкое функциональное зонирование территории с отделением селитебных, лечебных и рекреакционных зон от промышленных и коммунально-складских зон и основных транспортных коммуникаций. Расстояния от границ промышленных предприятий, являющихся источниками внешнего шума, до жилых зданий, общежитий, гостиниц, детских дошкольных учреждений, школ-интернатов, больниц, санаториев, домов отдыха, пансионатов не должны быть менее указанных в табл.

Таблица

 

Минимально допустимые расстояния до жилых зданий, домов отдыха, пансионатов, детских дошкольных учреждений и школ-интернатов, гостиниц и интернатов

Минимально допустимые расстояния до жилых зданий, домов отдыха, пансионатов, детских дошкольных учреждений и школ-интернатов, гостиниц и интернатов

 

 

7. Существуют ли нормативы по размещению аэродромов относительно населенных пунктов?

Новые аэропорты и аэродромы необходимо размещать за пределами городов и других населенных пунктов. Наименьшее расстояние от границ аэродрома до границ селитебной территории следует принимать в зависимости от класса аэродрома, расположения взлетно-посадочных полос и трасс полета относительно населенного пункта по табл.3.8

Таблица 3.8

Наименьшие расстояния от границ аэродромов до границ селитебных территорий

Направление оси взлетно-посадочной полосы относительно населенного пункта

Трасса полета самолетов относительно населенного пункта

Расстояние в зависимости от

класса аэродрома, км

I и внеклассный

П

Ш

IV

V

Пересекает

Пересекает

30

23

17

12

8

То же

Не пересекает

16

15

15

15

7

Не пересекает

То же

12

11

11

3

2

Возможность уменьшения разрывов между аэродромом и селитебной территорий по сравнению с указанными в табл. 3.8 при условии проведения специальных организационно-технических мероприятий (сокращение ночных операций, специальные приемы пилотирования и др.), а также применения шумозащитных жилых зданий должна быть подтверждена расчетом.

 

 

8. Какие существуют нормативы по расположению транспортных магистралей относительно жилой застройки?

Расстояние от новых железнодорожных линий и станций при новом строительстве до границ участков жилой застройки без применения специальных средств шумоглушения должно быть не менее 200 м для железнодорожных линий I и II категорий, не менее 150 м для железнодорожных линий III и IV категорий и не менее 100 м для станционных путей, считая от оси крайнего железнодорожного пути.

Расстояние от автомобильных дорог I и II категорий до границ участков жилой застройки при отсутствии специальных средств шумоглушения должно быть не менее 200 м, а от автомобильных дорог III и IV категорий - не менее 100 м.

Расстояние от автомобильных дорог I и II категорий до границ земельных участков санаторно-курортных учреждений, больниц и домов отдыха при отсутствии специальных средств шумоглушения должно быть не менее 500 м, а от автомобильных дорог III и IV категорий – не менее 250 м.

Расстояние от границ территории морских и речных портов до границ участков жилой застройки при отсутствии специальных средств шумоглушения должно быть не менее 100 м для пассажирского района порта и не менее 300 м для грузового района порта.

Целесообразно предусматривать совмещение трасс железных и автомобильных дорог. Улицы и дороги должны быть строго дифференцированы по назначению, скорости движения и составу транспортного потока с выделением основного объема грузового движения на специализированные магистрали. Территории жилых районов и зон отдыха не должны пересекаться скоростными дорогами и дорогами грузового движения. Скоростные дороги на этих территориях при соответствующем обосновании допускается размещать в выемках, тоннелях и на эстакадах. Последние должны быть оборудованы шумозащитными экранами или глухими ограждениями

 

9. Каковы принципы функционального зонирования застройки с учетом возможных шумовых нагрузок?

При проектировании сети улиц и дорог следует предусматривать максимально возможное укрупнение межмагистральных территорий, уменьшение числа перекрестков и других транспортных узлов, замену их Т-образными примыканиями, устройство плавных криволинейных сопряжений улиц. При отсутствии специальных средств шумоглушения жилая застройка должна располагаться на расстоянии не менее 150 м от края проезжей части скоростных дорог и дорог грузового движения, не менее 125 м от магистральных улиц общегородского значения, не менее 75 м от магистральных улиц районного значения и не менее 25 м от жилых улиц. Жилые улицы целесообразно проектировать тупиковыми, предусматривая в конце каждого тупика круглые площадки для разворота автомобилей. Трассировка проездов должна обеспечивать связь жилых и общественных зданий с улицами и не допускать сквозного проезда автомобильного транспорта через территорию микрорайона. При трассировке магистральных улиц и дорог следует использовать шумозащитные свойства рельефа местности - холмов, оврагов, балок и т.п.

Функциональное зонирование селитебной территории должно предусматривать размещение предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, учреждений коммунального хозяйства, организаций и учреждений управления, финансирования и предприятий связи в зоне, примыкающей к источникам шума. Жилую застройку, детские ясли-сады, учреждения здравоохранения, дома-интернаты для престарелых необходимо размещать в зоне, наиболее удаленной от источников шума.

При разноэтажной застройке следует соблюдать принцип постепенного наращивания этажности жилых домов в глубину межмагистральной территории. Здания торгово-общественных центров и блоков обслуживания, размещаемые на границе микрорайонов вдоль транспортных магистралей, целесообразно объединять в единые протяженные комплексы. Такое решение позволяет использовать комплексы учреждений первичного, повседневного и периодического обслуживания в качестве эффективных шумозащитных экранов и одновременно значительно расширяет сферу их действия, делая удобными для попутного пользования при движении населения на работу и с работы.

Помещения административных, общественных и культурно-просветительных учреждений с повышенными требованиями к акустическому комфорту - конференц-залы, читальные залы, зрительные залы театров, кинотеатров, клубов и т.п. – следует размещать на противоположной от источников шума стороне зданий, отделяя их коридорами, фойе, залами кафе и буфетов, подсобными помещениями.

При необходимости размещения жилой застройки на границе микрорайонов вдоль транспортных магистралей следует располагать специальные шумозащитные жилые здания. Для обеспечения акустического комфорта на территории микрорайонов желательно применять композиционные приемы группировки жилых зданий, основанные на создании замкнутого пространства. Не рекомендуется применение приемов группировки жилых зданий с раскрытием пространства микрорайона в сторону источников шума. Например, постановка жилых зданий торцами к магистральной улице значительно расширяет зону акустического дискомфорта.

 

10. В каких случаях эффективно применение шумозащитных полос зеленых насаждений?

В качестве дополнительного средства защиты от шума малоэтажной жилой застройки, площадок отдыха микрорайонов и групп жилых домов, площадок детских дошкольных учреждений и участков школ следует предусматривать формирование вблизи источников шума специальных шумозащитных полос зеленых насаждений. Чтобы такие полосы обладали заметной эффективностью, кроны деревьев должны плотно примыкать друг к другу; пространство под кронами рекомендуется заполнять зеленой массой кустарников. Ширина полос должна быть не менее 10 м. Некоторое повышение шумозащитной эффективности достигается при расчленении полосы в продольном направлении на несколько частей с просветами между ними шириной 3-4 м.

В качестве зеленых насаждений следует использовать породы быстрорастущих крупноразмерных деревьев с густоветвящейся низкоопущенной плотной кроной. Полосы из хвойных пород деревьев наиболее эффективны и обладают круглогодичным действием. Однако в городских условиях эти деревья растут плохо, поэтому их следует объединять с деревьями лиственных пород.

 

11. Что такое шумозащитные экраны и какова их эффективность?

Экраны. Понятие "экран" принято относить к любым препятствиям на пути распространения шума. Экранами могут служить придорожные подпорные, ограждающие и специальные защитные стенки, а также искусственные и естественные элементы рельефа местности: земляные валы, насыпи, холмы, откосы выемок, оврагов и т.д. Экранами могут служить также здания, в помещениях которых допускаются уровни звука более 40-50 дБА (здания предприятий бытового обслуживания населения, торговли, общественного питания, коммунальных предприятий и др.), жилые и общественные здания с усиленной звукоизоляцией наружных ограждающих конструкций и с централизованными или индивидуальными устройствами приточной вентиляции, совмещенными с глушителями шума, а также жилые здания, в которых со стороны источника шума расположены окна подсобных помещений.

 

Таблица

 

Снижение уровня звука протяженными экранами-стенками

Расстояние между экраном и расчетной точкой, м

Высота экрана, м

Снижение уровня звука экраном, дБА

10

2

7

4

12

6

16

20

2

7

4

12

6

15

50

2

7

4

11

6

14

100

2

7

4

11

6

13

 

 

12. Какие типы экранов особенно эффективны при борьбе с транспортными шумами?

В мировой практике борьбы с транспортными шумами наиболее широко применяются экраны-стенки, земляные валы и их комбинации. Необходимая шумозащитная эффективность экранов обеспечивается варьированием их высоты, длины, расстояния между источником шума и экраном. Снижение уровня звука экраном-стенкой в расчетных точках, расположенных на границе звуковой тени, т.е. на продолжении прямой линии, соединяющей акустический центр источника шума с вершиной экрана, составляет около 5 дБА.

Поэтому для обеспечения более высокой акустической эффективности вершина экрана должна возвышаться над прямой линией, соединяющей акустический центр источника шума с расчетной точкой. При проектировании экрана-стенки вдоль транспортной магистрали для ориентировочных расчетов повышение его эффективности с увеличением высоты можно принимать равным в среднем 1,5 дБА на 1 м.

Для увеличения акустической эффективности экрана и уменьшения его высоты расстояние между источниками шума и экраном рекомендуется принимать минимальным с учетом обеспечения безопасности движения и нормальной эксплуатации дороги и транспортных средств. Ориентировочные значения снижения уровня звука протяженными экранами-стенками на высоте 1,5 м от уровня поверхности территории при расстоянии между краем проезжей части дороги и экраном, равном 3 м, приведены в табл. 3.9. Такие значения акустической эффективности сохраняются при угле видимости экранированного участка улицы из расчетной точки не менее 160°.

В настоящее время известно множество конструкций экранов-стенок. Наиболее распространенными материалами, применяемыми для их строительства, являются бетон и железобетон. Используются также сталь, алюминий, различные пластические материалы, дерево и др. Необходимая поверхностная плотность экрана-стенки зависит от требуемой акустической эффективности и обычно не превышает 20 кг/м2.

 

13. Какие дополнительные требования предъявляют к экранам-стенкам?

При проектировании экранов-стенок необходимо наряду с требуемой акустической эффективностью обеспечивать ряд других требований к ним. Экраны должны быть долговечными, стойкими к атмосферным воздействиям и вредному влиянию выхлопных газов, выдерживать снеговые, ветровые и сейсмические нагрузки. Они должны отвечать эстетическим требованиям, быть транспортабельными, простыми при возведении, монтаже и эксплуатации. Конструкции отдельных элементов экранов должны обеспечивать плотное их примыкание между собой для создания акустически непрозрачного экрана.

Установка экранов-стенок с акустически жесткой поверхностью с одной стороны от источника шума вызывает некоторое повышение уровня звука на противоположной стороне за счет вклада отраженной от экрана звуковой энергии. Например, при расположении экрана-стенки высотой 5 м вдоль автомобильной дороги уровень звука на противоположной стороне дороги в зависимости от расстояния от бордюра повышается на 1-2 дБА. При установке экранов-стенок с акустически жесткой поверхностью вдоль обеих сторон автомобильной дороги акустическая эффективность экранов снижается на -5 дБА в зависимости от расстояния между экраном и транспортным потоком.

 

14. Каким образом может быть повышена акустическая эффективность экранов-стенок?

Для устранения нежелательного действия звука, отраженного от поверхностей стенок, разработаны конструктивные решения экранов со звукопоглощающими облицовками. Звукопоглощающие материалы, используемые для облицовки экранов, должны обладать стабильными физико-механическими и акустическими показателями в течение всего периода эксплуатации, быть био- и влагостойкими, не выделять в окружающую среду вредных веществ в количествах, превышающих предельно допустимые концентрации для атмосферного воздуха.

Для защиты звукопоглощающего материала от попадания влаги необходимо предусматривать покрытие в виде пленки. Снаружи экран со звукопоглощающей облицовкой необходимо защищать перфорированными листами из алюминия, стали или пластика

Акустическая эффективность экранов-стенок в определенной степени зависит от их формы. Наиболее эффективен Т-образный поперечный профиль экрана.

 

15. Каковы преимущества и недостатки шумозащитных земляных валов?

Земляные валы обладают рядом преимуществ перед экранами-стенками. Для их создания, как правило, используются излишки грунта, образующиеся при вертикальной планировке территории застройки и строительстве фундаментов зданий. Стоимость сооружения валов в 2-3 раза ниже затрат на строительство экранов-стенок. Кроме того, они придают магистралям живописный вид. В теле валов можно располагать гаражи, коллекторы и другие сооружения. Однако из-за необходимости устройства пологих откосов с уклонами 1:2 или 1:1,5 для их размещения требуются большие площади. Поэтому применение таких экранов целесообразно в основном в пригородных зонах, где примагистральные территории не лимитированы. В последние годы разработаны конструкции валов с облицовкой откосов бетонными или каменными элементами, что позволяет значительно увеличить крутизну откосов и соответственно уменьшить ширину валов.

16. В чем преимущества комбинированной шумозащиты: выемка+экран?

Размещение магистральных улиц и дорог в выемках дает возможность использовать их откосы в качестве шумозащитных экранов. Однако более эффективны комбинированные экраны, состоящие из выемки или земляного вала со стенкой поверху. В последние годы разработаны конструкции экранов-стенок с открытыми полостями для размещения земли и посадки вьющихся растений. С эстетической точки зрения такие экраны более приемлемы, чем традиционные экраны-стенки

 

17. Каким образом достигается шумозащита в специальных зданиях?

В условиях современных городов с массовой застройкой примагистральных территорий многоэтажными протяженными домами для защиты населения от транспортного шума наиболее целесообразно строительство специальных жилых зданий, которые принято называть шумозащитными или шумозащищенными.

 

По способам защиты от шума эти здания можно разделить на два типа. Первый – это дома со специальными архитектурно-планировочной структурой и объемно-пространственным решением.

 

Второй тип шумозащитных зданий предусматривает защиту помещений за счет повышения звукоизоляции наружных ограждающих конструкций, использования специальных вентиляционных устройств, совмещенных с глушителями шума. Поскольку наружные ограждения состоят из нескольких элементов – наружной стены, окон, балконных дверей, звукоизолирующие свойства которых резко различаются, их общая звукоизоляция полностью определяется наиболее слабыми элементами, т.е. окнами и балконными дверями. Возможны и комбинированные варианты шумозащитных зданий.